Цель исследования: Определить текущее состояние и перспективы развития рынка метрологических услуг РФ.

Задачи исследования:

  1. Определить наиболее популярные источники информации, связанной с метрологией
  2. Определить наиболее популярное ПО (систему) учета проведенных поверок
  3. Выявить проблематику проведения поверки Эталонов и РСИ
  4. Определить структуру рынка услуг поверки (% соотношение кол-ва коммерческих / некоммерческих метрологических служб)
  5. Определить наиболее востребованные способы рекламы, используемые коммерческими метрологическими службами для продвижения своих услуг
  6. Определить загруженность некоммерческих метрологических служб и заинтересованность / готовность брать заказ с рынка
 
 

Объект исследования: Рынок метрологических услуг («поверки СИ»), а именно организации, аккредитованные на право проведения поверки средств измерений.

Метод сбора и анализа данных: Основным методом исследования выбран – опрос сотрудников организаций, аккредитованных на право проведения поверки средств измерений. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории. Опрос проводился среди 359 организаций. В первую очередь исследование проводилось среди метрологических служб, которые передают сведения о результатах поверки средств измерений в Федеральный информационный фонд. Исследование не касалось ГРЦМ и ГНМИ, т.к. их деятельность более публична.

Дополнительные методы - мониторинг открытых источников информации:

  • Сайт Федерального информационного фонда (http://www.fundmetrology.ru)
  • Сайт Росаккредитации (http://fsa.gov.ru)
  • Статистика поисковых запросов Yandex (https://wordstat.yandex.ru)

Исполнитель: Инициатива проведения исследования и исполнение принадлежат разработчикам ИАС «Поверители». Разрабатывая информационно-аналитическую систему, как платформу для взаимодействия владельцев СИ, организаций-поверителей СИ, а так же производителей СИ, крайне важно определить текущее состояние и перспективы развития рынка метрологических услуг. Оценить потребности всех участников рынка.

 

Количество организаций аккредитованных на право проведения
поверки средств измерений в РФ

Данные по сведениям сайта Росаккредитации (по состоянию на 02.2018):

  • 1579 организаций имеют действующий аттестат аккредитации
  • +244 новых организации получили аттестат аккредитации в 2017 году впервые, т.е. ранее нигде не упоминались
  • - 138 организаций аннулировали аттестат аккредитации за период 4 года (2014-2017 гг.)

На рынок «поверки СИ» выходят новые организации. Их значительно больше, нежели тех, которые покинули рынок в силу различных причин. Рынок «поверки СИ» становится плотнее. Небольшой процент организаций, покинувших рынок «поверки СИ», подтверждается и при проведении опроса.

Первичные результаты опроса

Из 359 организаций, выбранных для участия в опросе:

  • 265 прошли опрос (74%)
  • 57 не удалось выйти на связь с респондентом (16%)
  • 23 отказались проходить опрос (6%)
  • 14 ответили, что сменили род деятельности или закрыли предприятие (4%)

В большинстве случаев респонденты ответили на все вопросы исследования. В результатах исследования отображено мнение представителей организаций, прошедших опрос. Результаты исследования нельзя аппроксимировать на всю аудиторию организаций, аккредитованных на право проведения поверки, т.к. мнение сотрудников ГРЦМ, ГНМИ и организаций, не передающих сведения о поверке в ФИФ, может быть иным.

 

Востребованность наиболее популярных источников информации

Респондентам на выбор предлагалось отметить наиболее полезные и информативные источники информации, связанной с метрологией:

  • Сайт Федерального информационного фонда
  • Отраслевые мероприятия: выставки, конференции и др.
  • Интернет - метрологические форумы/сообщества и поиск информации
  • другие источники

Выбор респондентов

Все предложенные на выбор источники информации востребованы примерно в равной степени. Стоит отметить важную роль отраслевых мероприятий, при том, что существует тенденция увеличения спроса на поиск информации в сети интернет.

Среди других источников информации в порядке убывания названы следующие:

  • Сайт Ростест
  • Сайт Росаккредитации
  • Взаимодействие с сотрудниками региональных ЦСМ
  • E-mail подписка на получение отраслевых новостей
  • Гарант, Консультант Плюс
  • От заказчиков, коллег
  • Сайт Росстандарта
  • Печатные издания, журналы

 

Поиск услуги «поверки» и «поверяющих организаций» в сети интернет

По данным статистики поисковых запросов YandexWordstat количество запросов в Яндекс со словом «поверка» за 2 года (12.2015-11.2017) выросло в 2 раза

Тематика поверки не игнорируется и общими трендами интернета: стоит отметить всё большее смещение пользователей в сторону mobile устройств по запросам, связанным с поверкой. Объем поиска с мобильных устройств за 2 года вырос в 5 раз – с 20 000 до 100 000 запросов в месяц.

Детализация динамики запросов со словом «поверка» по округам

Регионы Запросов в декабре 2015 Запросов в ноябре 2017 Прирост
Центральный федеральный округ 89 536 177 326 ×2,0
Приволжский федеральный округ 36 489 58 476 ×1,6
Северо-Западный федеральный округ 25 066 47 387 ×1,9
Уральский федеральный округ 20 301 30 532 ×1,5
Сибирский федеральный округ 18 328 30 275 ×1,7
Южный федеральный округ 13 202 23 353 ×1,8
Дальневосточный федеральный округ 4 091 6 867 ×1,7
Северо-Кавказский федеральный округ 2 657 3 846 ×1,4

Причинами увеличение числа запросов со словом «поверка» может быть:

  • Общий тренд увеличения численности интернет аудитории
  • Приход в производственную отрасль молодых специалистов не осведомленных с нюансами и особенностями метрологической отрасли
  • Увеличением количества новых метрологических служб и как следствие появлением новых сайтов метрологической тематики с проявлением активности в продвижении услуг через интернет

 

Тип и род деятельности метрологических служб организаций, аккредитованных на проведение поверки средств измерений

Респондентам задавался вопрос:

  • Занимается ли их метрологическая служба коммерческой деятельностью, т.е. оказывает услуги поверки другим предприятиям? Или метрологическая служба некоммерческого типа и работает исключительно в интересах своего предприятия для своего производства?

Метрологические службы смешанного типа – те, которые выполняют и внутренние и внешние заказы.

Для коммерческих и смешанных метрологических служб дополнительно задавались вопросы:

  • Рекламируют ли они свои услуги и каким образом?
  • Есть ли у них конкуренты и знают ли они, что это за организации?

Для некоммерческих метрологических служб задавались вопросы:

  • Загружена ли их метрологическая служба полностью?
  • Могли бы они оказывать услугу поверки СИ другим предприятиям, если бы к ним обращались?
  • Заинтересованы ли они в снижении затрат на содержание метрологической службы

Половина метрологических служб занимается коммерческой деятельностью. 72% коммерческих и 56% смешанных метрологических служб активно рекламируют свои услуги для поиска клиентов.

 

Используемые инструменты для рекламы услуг

Перечень рекламных инструментов и % коммерческих и смешанных метрологических служб их использующих

Стоит отметить, что 22-23% метрологических служб используют целый комплекс различных рекламных инструментов и активно продвигают свои услуги на рынке.

 

Проблематика поверки эталонов и рабочих средств измерений

На вопрос «Сталкивались ли вы с проблемой, где провести поверку своих средств измерений или эталонов? С чем это связано?» респонденты указали ряд проблем:

Стоит отметить, что респонденты – участники рынка «поверки СИ». Проблематика обычных владельцев средств измерений может быть иной и боле острой.

 

Степень информатизации и автоматизации метрологических служб

Перечень систем учета, используемых метрологическими службами при проведении поверки средств измерений

Стоит отметить, что «своя разработанная система» может подразумевать как ПО, так и комбинацию ручного учета с компьютерными программами типа Excel и 1С. 25% организаций используют Excel, бумажный журнал или не имеют системы учета.

 

Степень удовлетворенности используемой системой для учета